
Мы понимали, замечали и видели порой на собственных примерах, что с каждым новым поколением подростки становятся все глупее. Об этом говорят все и везде. Но доказать по общепринятым стандартам никто не мог. Не было достаточного объема данных для исследований.
Интернет слишком молодое явление, а для столь для масштабных тестов требуется больше временных данных. Поэтому даже в 2015 году заниматься подобными исследованиями было невозможно. Не хватало некоторых данных:
- на сегодняшний день;
- 10 лет назад ~ 2010 гг;
- 20 лет назад ~ 2000 гг;
Почему мы становимся глупее
Не одним интернетом единым, но из-за него однозначно. Стоит отдать должное и параллельным переменам в обществе:
- бывшие когда-то важными записи на бумаге и хранение в памяти больших массивов данных уступили место смартфонам, мощным ЭВМ и интернету;
- изменились нравы — ушла эпоха кавалеров, крестьян, рабочего класса, пролетариата и буржуазии, а вместе с ними и целые библиотеки классической русской литературы;
Что изменилось на сегодняшний день
Появились данные в достаточном количестве. Они обобщены, проанализированы и пугают своим результатом.
С 2000 года под эгидой организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во многих странах мира была внедрена система PISA (Programme for International Student Assessment). В рамках исследования среди 15-летних подростков проводится анализ качества образования — оценка их знаний и навыков.
Что показывают исследования PISA
На сегодня изучены данные за период с 2000 по 2018 год. Они как раз приходятся на бурный рост развития интернета.
В 2021 году Ханс Луйтен — исследователь из Твенте (государственного университета Нидерландов) изучил данные по 63 странам за 2009-2018 годы и вывел корреляцию между использованием интернета и ухудшением навыков чтения.
Ученый выяснил, что снижение в среднем составило 25 баллов по шкале PISA. Также он отметил, что бороться с этим явлением фактически бесполезно т.к. невозможно запретить подросткам интернет.
Результаты среди 15-летних подростков в России
Тенденция аналогична для большинства стран. Подростки читают по диагонали, как на бумаге, так и с экрана. Не вникают в суть и не понимают смысл прочитанного.
В России все еще по инерции сохраняются задатки системы образования времен СССР. Поэтому страна занимает достойные позиции. В среднем тенденции снижения следующая:
- естественные науки — с 39 до 33;
- математика — с 38 до 30;
- чтение — с 43 до 31.
Всех под одну гребенку или насколько объективны данные PISA

Школьная система образования универсальна и не учитывает тип интеллекта каждого конкретного ребенка. В начальных классах даются крайне важные знания. дети учатся читать, запоминать прочитанное и понимать, о чем оно. Но дальше начинается абсурд:
- как часто вам после ВУЗа требовались интегралы?
- а что с классической литературой, где она применяется?
- задачки по физике тоже явно больше не нужны;
- а геометрия?
Зачем все это вбивать в детские головы и говорить что они глупые? Они это никогда не будут использовать!
А если и нужно отличить радиус колеса от его диаметра, то все есть в интернете. Не более 10 минут и сжатая до одной статьи школьная программа выдаст нам только ту информацию, которая используется на практике.
Новая не читающая элита

А тем временем инфраструктура, технологии, экономика и социальные аспекты жизни продолжают усложняться.
На поверхность вышли новые высокооплачиваемые профессии: IT, новаторы, программисты, аналитики, разработчик, электроники, робототехники и многие другие стремительно становятся новой элитой.
Как думаете, им тоже важно читать Пушкина, Есенина или Толстого, давно канувшие в лету? Или все же будет достаточно следить за экспертными статьями в своей нише?
Книга — убийца времени

На смену учителям пришли специалисты по продуктивности, которые советуют избавляться от убийц времени. К таковым легко можно отнести и непрофильную художественную литературу.
Программисту она не нужна, а выбор читать ли очередную узкопрофильную книгу, описывающую то же самое другими буквами он сделает сам т.к. в первую очередь за нее нужно заплатить.
При этом в последние годы наблюдается всплеск интереса к микро статьям в мессенджерах наподобие Telegram. Короткие, выверенные узконаправленные тексты позволяют читателям оставаться в рамках свей профессии и не уставать от больших статей.
А что там у львов в Африке — это бесполезная мусорная информация, которой не стоит забивать голову.
- в 00-х мы читали потому что не было альтернатив;
- в 10-х поиск в интернете заменил книги и необходимость тратить время на чтение отпала сама собой — в сети можно найти именно то, что нужно;
- в 20-х у нас появился выбор: быстрая и качественная информация на стриминговых сервисах окончательно добила бумагу.
Мы променяли медленное статическое развлечение в виде чтения на динамическое с цветной картинкой и звуком.
Так было всегда
- Всегда были глупые крестьяне, не умеющие читать и писать.
- Начитанные интеллигенты становились нищими;
- Читающие аристократы теряли все свое состояние потому что не могли принять новое время;
Так было есть и будет. Сегодня за успех отвечает не начитанность, а количество денег на счетах. Школьные двоечники часто становятся богатыми и успешными бизнесменами, а начитанные отличники оказываются клерками на средней заработной плате.
Каждый сам волен выбирать свое будущее: тянуться к прошлому, читать все подряд или стремиться стать профессионалом читая только нужную информацию.
А самые глупые, как и во все времена займут нишу черновых рабочих и потеряются в новостной ленте.
Добавить комментарий